Самоповреждение

Почему люди занимаются самоповреждением? Ключевое допущение DBT заключается в том, что самоповреждающее поведение - это выученный способ совладания с невыносимо интенсивными негативными эмоциями.

Негативные эмоции, такие как стыд, вина, печаль, страх и гнев, - нормальная часть жизни. Однако похоже, что некоторые люди склонны к переживанию особенно интенсивных и частых негативных эмоций. В некоторых случаях мозг может быть просто-напросто биологически устроен таким образом, что переживает более сильные эмоции, так же как дорогая стереосистема может производить очень громкие и сложные звуки. В других случаях тяжёлая или хроническая эмоциональная травматизация может вызывать изменения в мозге, которые делают его более уязвимым к интенсивным эмоциональным состояниям. Кроме того, у некоторых людей могут возникать аффективные расстройства - клиническая депрессия или генерализованная тревога - которые не купируются стандартным лекарственным лечением и приводят к эмоциональному страданию. Любой из этих факторов или их комбинация может приводить к проблеме, которая называется эмоциональной дисрегуляцией, или эмоциональной уязвимостью. Эмоционально уязвимый человек склонен к быстро возникающим, интенсивным и трудно контролируемым эмоциональным реакциям, которые могут превращать его жизнь в "американские горки".

Экстремально сильная эмоциональная уязвимость редко бывает единственной причиной психологических проблем. Инвалидирующее окружение также часто вносит значительный вклад. Что такое инвалидирующее окружение? "Окружение" - в данном случае, обычно другие люди. "Инвалидирующее" - значит, неспособное обращаться с человеком внимательно, уважительно и понимающе. Инвалидирующее окружение может принимать как сравнительно мягкие формы, такие как несоответствие характеров ребёнка и родителей (например, когда застенчивая девочка растёт в семье экстравертов, не понимающие и смеющиеся над её застенчивостью), так и более жёсткие формы, включающие сексуальное и физическое насилие.

С точки зрения DBT мы считаем, что пограничное расстройство личности возникает в результате попадания эмоционально уязвимого человека в инвалидирующее окружение. Возвращаясь к примеру застенчивого ребёнка: если застенчивую девочку дразнят его братья или сёстры, или если её заставляют участвовать в социальных ситуациях, которых она стремиться избегать, она может научиться устраивать истерики, чтобы другие наконец поняли, что она напугана. Если её застенчивость принимают всерьёз, только если она устраивает истерику, то рано или поздно её мозгу становится понятно (осознанно или нет), что истерики помогают, и она начинает применять их в различных ситуациях, когда её не принимают всерьёз. В этом примере чувства девочки не "валидировали". Другими словами, окружение не сказало ей, что быть застенчивым - это нормально для некоторых людей, не рассказало, что застенчивым людям может быть трудно преодолевать социальную тревогу, и не показало способов справляться с застенчивостью, чтобы застенчивость не мешала пожизни.

Это был сравнительно мягкий пример. Однако некоторые люди растут в таком окружении, которое подвергает их насилию (сексуальному или физическому) или наоборот игнорирует и пренебрегает ими. В таких условиях они могут научиться более экстремальным способам заставить других людей принимать их всерьёз. Более того, пребывая в трудных, причиняющих страдание условиях, они могут научиться таким действенным, но вредоносным в долгосрочной перспективе, способам совладания с эмоциональной болью, как думать о самоубийстве, наносить самопорезы, ограничивать приём пищи, либо принимать наркотики или алкоголь. Исследования показывают, что размышления о суициде дают иллюзорное ощущение контроля над ситуацией, притупляющее эмоциональное страдание, а самоповреждение, самоограничение (в пище) и физическая боль может напрямую притуплять боль эмоциональную и даже вызывать временную активацию центра удовольствия в мозге. В отсутствие более эффективных способов облегчить негативные эмоции, эти формы поведения могут закрепляться и повторяться.

Более того, при наличии инвалидирующего окружения запускается порочный цикл. Представим себе, что человек всерьёз расстроен или напуган, но рядом нет никого, кто бы прислушался к нему, он боится попросить о помощи или знает, что помощи не будет, и тогда он совершает суицидальную попытку или повреждает своё тело. Затем, если он выживает, его боль воспринимают всерьёз в больнице, он узнаёт (порой даже не осознавая этого), что суицидальное поведение заставляет других людей понять, как плохо он себя чувствует. В результате может возникать вероятность повторного самоповреждения, воспринимаемого как единственный способ почувствовать себя лучше или добиться понимания со стороны других людей. Так самоповреждение и суицидальное поведение становятся хроническими.